МЕТОДЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

Большинство методов разделения основано на распределении вещества между двумя фазами: твердой и жидкой (методы осаждения, соосаждения, кристаллизации, адсорбции, ионного обмена), жидкостью и газом или паром (дистилляция), двумя жидкостями (экстракция), твердым телом и газом (адсорбция, возгонка) [7]. Разделение возможно также и в гомогенной среде (диффузия, перенос ионов) [1—11].

В современном анализе многие операции разделения автоматизированы.

ОСАЖДЕНИЕ И СООСАЖДЕНИЕ КАК МЕТОД РАЗДЕЛЕНИЯ И КОНЦЕНТРИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

Методы разделения осаждением широко используют для анализа, несмотря на длительность и трудоемкость операций. Осаждение проводят при контролируемом значении рН (см. опыты 13, 160), с использованием комплексообразования (см. опыты 13, 50, 134, 143), окисления или восстановления одного из разделяемых ионов (см. опыты 49, 105), а также с использованием различных растворителей [2—8, 10, 11]. Ниже приведены значения растворимости (в %) перхлоратов натрия и калия в различных растворителях:


Особо следует подчеркнуть значение органических реагентов (см. гл. X). Для отделения малых количеств

элементов — микроэлементов — эффективен метод со-осаждения (см. опыты 72—75 и рис. XII-1) [12]. В периодической системе Д. И. Менделеева показаны элементы, соосаждаемые с органическими соосадителями.


Широко используют метод цементации, основанный на вытеснении из соли в растворе менее активного металла более активным [13]:



Классическая схема систематического хода анализа катионов с использованием сероводорода положена в основу изучения качественного анализа и подробно разбирается во всех учебниках. Поэтому лектору, как правило, приходится достаточное внимание уделять равновесию в растворах сероводорода, свойствам сульфидов, возможным осложнениям в ходе анализа. Поскольку концентрация сульфид-иона определяется в значительной степени концентрацией ионов водорода


уместно продемонстрировать диаграмму распределения H2S, HS- и S2- в зависимости от рН раствора (см. рис. IV-2, б).

 

 

К оглавлению (Количественный анализ на примерах)