Образование комплексных соединений железа(II) и меди(1) с производными фенантролина

Трис-1,10-фенантролиновый комплекс железа (II) [Fe(Phen)3]2+ является низкоспиновым комплексом, имеет большую константу устойчивости и окрашен в интенсивно-красный цвет. Соответствующий бис-комплекс меди(1) [Си(Рпеп)г]+ менее устойчив. Введение метальных групп в положение 2,9 создает стерическое затруднение, препятствующее образованию трис-комплекса железа(II); образующийся высокоспиновый бис-комплекс железа(II) бесцветен. Однако метальные группы не препятствуют образованию Комплексов меди(1), так как вследствие большого радиуса иона меди(1) лиганды находятся на большем расстоянии друг от друга, и стерические затруднения уменьшаются.

Реактивы

Сульфат меди (II), 1%-ный раствор.

Соль Мора, 1%-ный раствор в 0,1 н. растворе серной кислоты.

1,10-Фенантролин, 0,25% -иый раствор хлоргидрата или гидрата в 0,1 н. растворе хлористоводородной кислоты.

2,9-Диметил-1,10-фенантролин (неокупроин), 0,03%-ный этанольный раствор.

Гидроксиламингидрохлорид.

Цитрат натрия, 10%-иый раствор.

Ацетатный буферный раствор (рН = 4,5). Растворяют 80 г ацетата натрия в воде, добавляют 60 мл 80%-ного раствора уксусной кислоты и разбавляют раствор водой до 500 мл.

Выполнение опыта. В цилиндр поместить 10 мл раствора соли Мора, 30 мл раствора цитрата натрия и 300 мл воды. На лекции разделить раствор на две части. К одной части добавить 20 мл раствора 1,10-фенантро-лина и наблюдать образование красного фенантролино-вого комплекса железа. К другой части добавить 20 мл раствора неокупроина, окраска раствора не изменяется.

В другой цилиндр поместить 20 мл раствора сульфата меди, добавить 1 г гидрохлорид гидроксиламина, 60 мл ацетатного буферного раствора и 300 мл воды. На лекции разделить раствор на две части. К одной части добавить 20 мл раствора 1,10-фенантролина. К другой части добавить 20 мл раствора неокупроина. В обоих цилиндрах появляется интенсивная оранжевая окраска комплекса меди.

 

 

 

К оглавлению (Количественный анализ на примерах)