Особенности и достоинства булата

«Опытный азиатец не ошибется в качестве булата. По рисунку, без пробы видно, вязок или хрупок, тверд или мягок, упруг или слаб, остер или туп металл».

П. П. АНОСОВ

Характерной особенностью булатной стали является наличие узоров (рисунка) на ее поверхности. Отсюда и название харалужная — цветистая.

Тщательное изучение Аносовым различных типов булата позволило ему дать впервые описание рисунков на булатах, классифицировать их и установить определенную зависимость между характером рисунка и свойствами металла. На некоторых булатах узоры были видимы невооруженным глазом, сразу после полировки; на других узоры появлялись только после травления соком растений или органическими кислотами.

Узор мог быть крупным или мелким. «Опытные азиат-цы» считали, что чем крупнее и яснее узор, тем выше качество металла. Исследования Аносова подтвердили правильность этой точки зрения. Крупным считался узор, когда он, по определению Аносова, достигал толщины нотных знаков; мелким, когда его все-таки можно было обнаружить невооруженным глазом. Лучшее представление об узоре булата дает фотография с одного из клинков

К Чернова (фиг. 10).

Промежутки между узорами — грунт или фон — бывают разного оттенка и так же зависят от типа булата, как и еще одна его особенность — отлив поверхности стали. Грунт или фон могут быть серыми, бурыми или черными: чем темнее был грунт, тем выше оценивал Аносов достоинства булата. Отлив поверхности булата может быть от красноватого до золотистого цвета; чем ближе цвет к золотистому, тем выше считалось качество булата.

Фиг. 9. Шпажный клинок из златоустовской стали работы известного мастера И. Бушуева. В овале — крылатый конь. На обухе надпись: «И. Бушуев. Златоуст. 1826 г.».

В- качестве «технологических проб» для оценки качества булатных клинков в древние времена служили:

звон: — чем чище звон, тем выше качество стали;

острота кромки: — при испытании кромки булат Должен рассекать на лету шелковый газовый платок;

стойкость лезвия: — при разрубании железного прутка булат не должен получать зазубрин;

упругость: — сгибание не должно давать излома и остаточной деформации.

Восточные мастера показали не только высокое искусство изготовления булата, но и высокое мастерство подделки под булат.

Искусственный или, по Аносову, ложный булат изготовлялся путем сварки (сварной булат) сталей различного типа, мягких и жестких, с последующей их ковкой. Сварочный булат тоже имел красивые узоры, но «опытный глаз,— говорил Аносов,— не затруднится распознать искусство».

В древние времена сварочные булаты были довольно .высокого качества. Изготовление сварочного булата было развито, главным образом, в Индии, Турции и Грузии.

Западноевропейские мастера — итальянские (Милан), испанские (Толедо) и немецкие (Золинген) — пытались перенять именно способы изготовления ложного булата и совершенствовать их.

 

Но европейские сварочные булаты не приобрели сколько-нибудь заметной известности, так как европейские мастера больше внимания уделяли красоте ложного узора, чем качеству стали. Вот почему «сварочные золингеновские булаты, хотя и имели красивые узоры, не имели качества булата»76.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ